«Родительский университет»


Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей ребенка, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
План мероприятий «Родительский университет»
в государственном учреждении образования
"Новосёлковская средняя школа Борисовского района "
в 2021-2022 учебном году
Дата
|
Тема занятий
|
Ответственные
|
04.09
|
Индивидуальные консультации для родителей учащихся 1 - го класса «Помощь родителя ребенку в адаптации к школе»
|
Классный руководитель
|
18.09
|
Лекция для родителей учащихся 5 - 6-х классов «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи»
|
Педагог социальный
|
02.10
|
Беседа для родителей учащихся 5-х классов на тему: «Особенности адаптации ребёнка к условиям обучения в средней школе»
|
Классный руководитель
|
16.10
|
Лекция для родителей учащихся 2 - 3 х- классов «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка»
|
Педагог социальный
|
23.10
|
Беседа с родителями учащихся 7 - 8 -х классов «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять»
|
Педагог социальный
|
30.10
|
Беседа с родителями учащихся 9 -10-х классов «Роль семьи в выборе ребенком профессии»
|
Классный руководитель
|
13.11
|
Конференция для родителей 5 - 8 -х классов «Слагаемые родительского авторитета»
|
Педагог социальный
|
27.11
|
Семинар для родителей учащихся 6- 7 - х классов «Ребенок среди сверстников»
|
Педагог социальный
|
04.12
|
Конференция для родителей учащихся 11-х классов «Причины стресса у современного подростка»
|
Психолог СПЦ
|
11.12
|
Лекция для родителей 7- 8 -х классов « Подростковый возраст и его проблемы».
|
Классный руководитель
|
18.12
|
Лекция для родителей учащихся 6-8-х классов «Как уберечь подростка от насилия?»
|
Классный руководитель
|
15.01
|
Конференция для родителей учащихся 9-х классов «Профессия и рынок труда, престижные специальности»
|
Классный руководитель
|
22.01
|
Семинар-практикум для родителей учащихся 1 -4 - х классов «Повышение учебной мотивации у детей»
|
Классный руководитель
|
29.01
|
Беседа с родителями учащихся 5- 7-х классов «Здоровая семья – здоровый ребенок»
|
Педагог социальный
|
12.02
|
Беседа с родителями учащихся 4- 5 - х классов «Осторожно: компьютерная зависимость»
|
Классный руководитель
|
26.02
|
Беседа с родителями 7- 8-х классов «Ваш ребенок вырос»
|
Педагог социальный
|
12.03
|
Дискуссия с родителями учащихся 7, 8 -9 -х классов «Взаимодействие семьи и школы в воспитании трудного подростка»
|
Педагог социальный
|
19.03
|
Лекция для родителей учащихся 1- 2 -х классов «Тревожный ребенок.Как помочь?»
|
Психолог СПЦ
|
09.04
|
Семинар-практикум для родителей учащихся 9, 11-х классов «Родительское программирование на неудачу»
|
Классный руководитель
|
23.04
|
Беседа для родителей 8- 9 -х классов «Культура поведения в конфликтных ситуациях»
|
Педагог социальный
|
14.05
|
Дискуссия с родителями учащихся 8,9, и 10-х классов «Приоритеты старшеклассников в выборе профессии»
|
Психолог СПЦ
|
28.05
|
Семинар-практикум для родителей учащихся школы «Организация летнего отдыха подростков»
|
Зам. директора по воспитательной работе
|
Онлайн-платформа «Родительский университет» на сайте факультета социально-педагогических технологий Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Жизненные цели подростка.
Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Здоровые родители-здоровые дети.
Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Как уберечь ребенка от насилия.
Правила поведения с подростками.Особенности подросткового возраста.