Государственное учреждение образования «Новосёлковская средняя школа Борисовского района»
телефон: 8 0177 72 91 19
email: novoselkovskayaschool@rooborisov.by
222121 Минская область, Борисовский район, Лошницкий сельский совет, аг .Новосёлки, ул. Школьная, д.1А

Домашнее и другие виды насилия

ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ФАКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕДОФИЛИЕЙ!!!

 

СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ!!!

 

ОТДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

УНиПТЛ КМ УВД МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

(8017)-2290848

Получить круглосуточно онлайн-консультацию специалистов-психологов вы можете на сайте  «kids.pomogut.by»

 

 

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
 

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

ласка, эротизированная забота;
демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
изнасилование или растление, орально-гинетальный контакт;
сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
проституция.
ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки

1.  Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.

Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.

2. Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.

Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.

 

Приведем примеры такого поведения:

ребенок снова начинает писаться по ночам;
ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.
3. Кошмары и иные расстройства сна.

Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.

4. «Подозрительные» игры.
Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.
5.  Резкая перемена характера.
Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.
6.  Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.
Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.
7.  Телесные повреждения.
Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:

боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);

боль при мочеиспускании и испражнении;

синяки вокруг гениталий;

синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.

8. Нормы сексуального поведения для ребенка.
Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:

использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;

проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;

касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

 
ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось
1.  Безопасность.
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.
2. Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.
Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.
3. Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу/ малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.
К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на  тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.
4. Секрет.
Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».
5. Поддержка.
Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.
 
ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита
1. Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.
Перечислим преступные действия:
1. вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
2. разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
3. принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
4. демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
5. демонстрация ребенку порнографических изображений;
6. фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.
2. Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.
С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, 

С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».

3. Обращение в милицию или Следственный Комитет.

Схема действий:

  1. наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;
  2. в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;
  3. в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».

Последствия

1. Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.

Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления наркотиков, алкоголя, депрессии. В 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.

2. Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.

Что представляет из себя опрос в дружественной комнате?

Беседу проводит специально подготовленный психолог.

Комната оборудована видеокамерой и чувствительным микрофоном. Во время опроса в ней находятся только ребенок и психолог.

Следователь руководит происходящим, находясь в соседней комнате. Он передает необходимые вопросы психологу при помощи специального оборудования.

Психолог строит с ребенком диалог, основанный на доверии, с учетом возрастных особенностей ребенка.

 

 

Как уберечь своих детей от насилия и
помочь, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными? (Памятка для родителей)

 

Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей       

Когда и где?

Важно найти подходящее место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Обратите внимание своего ребенка на то, что бить детей нельзя, что дети имеют право быть защищенными, и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их. Это - первый урок, который должны усвоить дети.

Как найти подходящие слова?

Слова подбираются, исходя из "низкой доли страха" в них. Например, разговор о том, как остаться в безопасности, пугает значительно меньше, чем разговор о встрече с незнакомым человеком. Вместо слов "изнасилование", "сексуальное насилие" лучше использовать слова "безопасное и небезопасное прикосновение".
Прежде, чем начать беседу с детьми, родители должны договориться между собой о том, какие слова использовать в разговоре. Необходимо без всякого стеснения называть анатомические части тела своим языком.

       

Навыки по предупреждению насилия.

 

1.Убегай от опасности. Родители должны помочь определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребенок каждый день.
2.Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности. Эта стратегия требует практики, поскольку детей учат тому, что кричать некрасиво. Родители должны объяснить ребенку, что кричать в экстренной ситуации – не стыдно.
3.Определите безопасные и небезопасные секреты. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Небезопасным секретом всегда нужно поделиться с взрослым, который поможет.
4.Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут.

5.Разрешите своему ребенку говорить слово "нет". Дети должны понять, что им нужно говорить "нет" любому взрослому, который их пугает своими просьбами или требованиями, даже родителям. При этом, малыш должен быть уверен, что родители несмотря ни на что продолжают его любить».

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если ребенку предлагают зайти в гости или подвезти до дома, даже если это предложение исходит от соседей.
  • Если за ребенком в школу или детский сад пришел посторонний человек, а вы не предупреждали его об этом заранее.
  • Если вашего ребенка угощает новый знакомый, необходимо отказаться от угощения.

6.Поясните ребёнку, что его тело принадлежит только ему, что вы помогаете заботиться о нем. Расскажите ребёнку о нормальных и ненормальных прикосновениях. Вы должны с детства объяснять ребенку его личные границы.
7.Скажите ребёнку и убедите его: «Всякий раз, когда у тебя возникают проблемы, неважно, пугают ли они тебя или заставляют стыдиться, я выслушаю тебя, поверю тебе и помогу».

8.Родители должны разъяснить своим детям «Правило четырех «НЕ»:

  • НЕ разговаривать с незнакомцами и не впускать их в дом;
  • НЕ заходить с незнакомыми людьми в лифт или подъезд;
  • НЕ садиться в машину к незнакомцам;
  • НЕ задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

9.Научите своего ребенка:

  • Подходя к дому, обращать внимание (оглянуться), не идет ли кто-то следом и, если кто-то идет, не подходить к подъезду. Погулять на улице 15-20 минут и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, рассказать о нем любому взрослому.
  • Входя в подъезд, обязательно сразу закрывать за собой дверь (если на дверях кодовый замок).
  • Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде (у лифта, на лестнице), выйти на улицу и дождаться, пока в подъезд зайдет кто-то из взрослых.
  • Обо всех неизвестных подозрительных людях необходимо обязательно рассказать родителям и учителям в школе!

 

Дети в группе риска:

 

Жертвой может стать любой ребенок, однако есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

 

  • Послушные дети, воспринимающие взрослых с большим пиететом, почти благоговением. Когда таким детям незнакомец предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
  • Доверчивые дети. Незнакомец может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру
  • Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
  • Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Преступник воспринимает это как послание: «Хочу испытывать то же, что и взрослые».
  • Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его.
  • Дети, испытывающие интерес к блатной романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины – это те, которые сидят в тюрьме.

 

Памятка родителям дочери-подростка
 

  • Объясните своей дочери, что отправляясь в гости, к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующее: Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться. Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, вообще, сказать решительное однозначное: «Нет!».
  • С самого начала ясно обозначать границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если домогательство продолжается, не надо бояться шума или скандала, например, на вечеринке.  Несколько минут смущения лучше риска изнасилования.
  • Пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой, держаться вместе с близкими или поближе к хорошим знакомым.
  • Никаких контактов с «группой риска». Группа риска – алкоголики, пьяницы, наркоманы, судимые и т.д

 

«КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ НАСИЛИЯ»

(Памятка подростку)


1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены
2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем
3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности
4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите
5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации
6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувства другого
7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею.   

8. НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, - поговори с преподавателем, психологом или кем-то, кого ты уважаешь.
9. Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, ты – простая цель для подонков, которые притворно будут заботиться о тебе.
10. Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. 
11. Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали. 
12. Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами. 
13. Гуляй в группах или с другом. 
14. Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов. 
15. Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать. 

Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, - лучше немедленно прервать отношения с этим человеком

Домашнее насилие

 

 

  

 

 

Буклеты 

 

Информация для родителей

Мифы и реальность о насилии в семье

Как уберечь детей от насилия

Помощь жертвам сексуального насилия

Как разговаривать с детьми

Надо ли наказывать ребенка

Физическому наказанию ребенка -НЕТ!

Предупреждение насилия

Помощь родителям в трудных ситуациях

Как избежать ухода детей из дома

Причины самовольного ухода подростков из дома

Информация для родителей. Профилактика суицида

Информация для педагогов. Профилактика суицида

Профилактика суицидального поведения

ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ФАКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕДОФИЛИЕЙ!!!

 

СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ!!!

 

ОТДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

УНиПТЛ КМ УВД МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

(8017)-2290848

Получить круглосуточно онлайн-консультацию специалистов-психологов вы можете на сайте  «kids.pomogut.by»

 

 

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
 

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

ласка, эротизированная забота;
демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
изнасилование или растление, орально-гинетальный контакт;
сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
проституция.
ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки

1.  Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.

Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.

2. Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.

Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.

 

Приведем примеры такого поведения:

ребенок снова начинает писаться по ночам;
ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.
3. Кошмары и иные расстройства сна.

Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.

4. «Подозрительные» игры.
Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.
5.  Резкая перемена характера.
Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.
6.  Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.
Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.
7.  Телесные повреждения.
Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:

боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);

боль при мочеиспускании и испражнении;

синяки вокруг гениталий;

синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.

8. Нормы сексуального поведения для ребенка.
Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:

использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;

проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;

касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

 
ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось
1.  Безопасность.
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.
2. Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.
Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.
3. Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу/ малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.
К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на  тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.
4. Секрет.
Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».
5. Поддержка.
Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.
 
ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита
1. Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.
Перечислим преступные действия:
1. вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
2. разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
3. принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
4. демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
5. демонстрация ребенку порнографических изображений;
6. фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.
2. Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.
С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, 

С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».

3. Обращение в милицию или Следственный Комитет.

Схема действий:

  1. наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;
  2. в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;
  3. в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».

Последствия

1. Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.

Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления наркотиков, алкоголя, депрессии. В 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.

2. Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.

Что представляет из себя опрос в дружественной комнате?

Беседу проводит специально подготовленный психолог.

Комната оборудована видеокамерой и чувствительным микрофоном. Во время опроса в ней находятся только ребенок и психолог.

Следователь руководит происходящим, находясь в соседней комнате. Он передает необходимые вопросы психологу при помощи специального оборудования.

Психолог строит с ребенком диалог, основанный на доверии, с учетом возрастных особенностей ребенка.

 

 

Как уберечь своих детей от насилия и
помочь, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными? (Памятка для родителей)

 

Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей       

Когда и где?

Важно найти подходящее место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Обратите внимание своего ребенка на то, что бить детей нельзя, что дети имеют право быть защищенными, и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их. Это - первый урок, который должны усвоить дети.

Как найти подходящие слова?

Слова подбираются, исходя из "низкой доли страха" в них. Например, разговор о том, как остаться в безопасности, пугает значительно меньше, чем разговор о встрече с незнакомым человеком. Вместо слов "изнасилование", "сексуальное насилие" лучше использовать слова "безопасное и небезопасное прикосновение".
Прежде, чем начать беседу с детьми, родители должны договориться между собой о том, какие слова использовать в разговоре. Необходимо без всякого стеснения называть анатомические части тела своим языком.

       

Навыки по предупреждению насилия.

 

1.Убегай от опасности. Родители должны помочь определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребенок каждый день.
2.Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности. Эта стратегия требует практики, поскольку детей учат тому, что кричать некрасиво. Родители должны объяснить ребенку, что кричать в экстренной ситуации – не стыдно.
3.Определите безопасные и небезопасные секреты. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Небезопасным секретом всегда нужно поделиться с взрослым, который поможет.
4.Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут.

5.Разрешите своему ребенку говорить слово "нет". Дети должны понять, что им нужно говорить "нет" любому взрослому, который их пугает своими просьбами или требованиями, даже родителям. При этом, малыш должен быть уверен, что родители несмотря ни на что продолжают его любить».

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если ребенку предлагают зайти в гости или подвезти до дома, даже если это предложение исходит от соседей.
  • Если за ребенком в школу или детский сад пришел посторонний человек, а вы не предупреждали его об этом заранее.
  • Если вашего ребенка угощает новый знакомый, необходимо отказаться от угощения.

6.Поясните ребёнку, что его тело принадлежит только ему, что вы помогаете заботиться о нем. Расскажите ребёнку о нормальных и ненормальных прикосновениях. Вы должны с детства объяснять ребенку его личные границы.
7.Скажите ребёнку и убедите его: «Всякий раз, когда у тебя возникают проблемы, неважно, пугают ли они тебя или заставляют стыдиться, я выслушаю тебя, поверю тебе и помогу».

8.Родители должны разъяснить своим детям «Правило четырех «НЕ»:

  • НЕ разговаривать с незнакомцами и не впускать их в дом;
  • НЕ заходить с незнакомыми людьми в лифт или подъезд;
  • НЕ садиться в машину к незнакомцам;
  • НЕ задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

9.Научите своего ребенка:

  • Подходя к дому, обращать внимание (оглянуться), не идет ли кто-то следом и, если кто-то идет, не подходить к подъезду. Погулять на улице 15-20 минут и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, рассказать о нем любому взрослому.
  • Входя в подъезд, обязательно сразу закрывать за собой дверь (если на дверях кодовый замок).
  • Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде (у лифта, на лестнице), выйти на улицу и дождаться, пока в подъезд зайдет кто-то из взрослых.
  • Обо всех неизвестных подозрительных людях необходимо обязательно рассказать родителям и учителям в школе!

 

Дети в группе риска:

 

Жертвой может стать любой ребенок, однако есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

 

  • Послушные дети, воспринимающие взрослых с большим пиететом, почти благоговением. Когда таким детям незнакомец предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
  • Доверчивые дети. Незнакомец может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру
  • Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
  • Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Преступник воспринимает это как послание: «Хочу испытывать то же, что и взрослые».
  • Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его.
  • Дети, испытывающие интерес к блатной романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины – это те, которые сидят в тюрьме.

Памятка родителям дочери-подростка
 

  • Объясните своей дочери, что отправляясь в гости, к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующее: Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться. Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, вообще, сказать решительное однозначное: «Нет!».
  • С самого начала ясно обозначать границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если домогательство продолжается, не надо бояться шума или скандала, например, на вечеринке.  Несколько минут смущения лучше риска изнасилования.
  • Пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой, держаться вместе с близкими или поближе к хорошим знакомым.
  • Никаких контактов с «группой риска». Группа риска – алкоголики, пьяницы, наркоманы, судимые и т.д

 

«КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ НАСИЛИЯ»

(Памятка подростку)


1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены
2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем
3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности
4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите
5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации
6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувства другого
7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею.   

8. НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, - поговори с преподавателем, психологом или кем-то, кого ты уважаешь.
9. Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, ты – простая цель для подонков, которые притворно будут заботиться о тебе.
10. Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. 
11. Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали. 
12. Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами. 
13. Гуляй в группах или с другом. 
14. Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов. 
15. Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать. 

Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, - лучше немедленно прервать отношения с этим человеком

Домашнее насилие

Буклеты 

Информация для родителей

Мифы и реальность о насилии в семье

Как уберечь детей от насилия

Помощь жертвам сексуального насилия

Как разговаривать с детьми

Надо ли наказывать ребенка

Физическому наказанию ребенка -НЕТ!

Предупреждение насилия

Помощь родителям в трудных ситуациях

Как избежать ухода детей из дома

Причины самовольного ухода подростков из дома

Информация для родителей. Профилактика суицида

Информация для педагогов. Профилактика суицида

Профилактика суицидального поведения

 

Версия сайта для слабовидящих